4. Несколько мыслей об эпидемиях

Несколько мыслей об эпидемиях

Когда мы говорим об иммунитете, то чаще всего вспоминаем так называемые заразные болезни, хотя такие проблемы, как рак, относятся к теме иммунитета нисколько не меньше, чем ОРВИ. Это, думаю, уже понятно в целом из идеи о том, что иммунитет из себя представляет. Но последнее время самой острой и широко представленной в общественном поле и СМИ темой становятся инфекционные болезни.

Есть ли смысл спорить с тем, что болезни, которые названы инфекционными, существуют? Вряд ли, особенно если вы сами хоть раз переболели чем-то из списка подобных болезней. Но то, что мы точно можем наблюдать, — это симптомокомплекс, то есть наши состояния. Откуда именно они берутся, точно ли существует механизм передачи от человека к человеку и каков он на деле — вот на это возможны совсем разные взгляды.

Человек в начале своего развития в любом случае живет внутри дикой природы и не может избежать контакта с окружающей средой. Да и не должен — его тело все же хоть и измененная, но часть природы, без которой он выжить все равно не в состоянии. А в ней существуют определенные вещества, могущие быть токсичными для человека, — от ядов некоторых животных до продуктов распада. И в этом смысле человек, опять же, отличается от животных, у которых переносимость среды намного выше.

Например, многие животные вылизывают наружные органы выделения своих детенышей, их пищеварительная система справляется с таким количеством продуктов распада. А человеческая — нет. Для человека с его более сложной и тонко устроенной системой пищеварения отравление продуктами распада чревато последствиями, вплоть до летального исхода. Так что человеческая гигиена должна сильно отличаться от таковой у животных, и именно потому в ранних идеологических системах человечества можно обнаружить немало указаний на некоторые гигиенические нормы — например, различные обязательные ритуальные омовения частей тела, предписания касательно еды, запреты на прикосновения к чему-либо, объявленному «нечистым», а также необходимость хоронить тела умерших, а не просто оставлять их в лесу, тем более рядом с местом своего обитания, и т. д.

Однако человек, имеющий выбор, не всегда и не сразу эти свои отличия от животных видит, а порой и сам выбирает откровенно игнорировать собственные нормы жизнеобеспечения. К примеру, все мы знаем, что нормы мытья в той же средневековой Европе были крайне радикальными, вплоть до того, что «настоящий рыцарь моется три раза в жизни — при рождении, на свадьбу и на похороны», то есть осознанно это происходило всего раз в жизни. Можно сказать, что даже животные занимаются своей гигиеной намного чаще средневекового рыцаря: невооруженным глазом мы можем наблюдать и регулярное купание у некоторых видов, и чистку шерсти или перьев, и избавление от кожных паразитов, причем многие животные помогают друг другу в этом либо внутри одного вида, либо создавая с другими симбиозы, выгодные обеим сторонам: птицы нередко буквально живут на шкуре некоторых крупных животных, поедая паразитов.

Дополним картину пренебрежения к собственному телу в развивающейся цивилизации неумением обращаться с трупами, примером чего может быть организация кладбища близко к жилью или даже на берегу реки, из которой эти же люди берут питьевую воду, нежеланием многих осмысленно защищаться от паразитов, обрабатывать раны — перечислять можно долго. Отказ человечества достаточно заботиться о себе тянулся веками, несмотря на попытки внедрять в культуру более осмысленные нормы ухода за собой.

Теперь подумаем о том, какие эпидемии были характерны для того периода. Эпидемии кожных болезней. Что, по сути, могло означать одно: выделительная система людей буквально надрывалась от количества токсичных веществ и ураганного размножения патологической микрофлоры на самом теле человека и внутри. Нужны ли тут были какие-то вирусы? Даже усложнять не стоит: для развития подобного рода болезней достаточно было «заботливого» отношения к себе, жизни в удручающих с точки зрения чистоты условиях и крайней неразборчивости в том, что люди клали себе в рот. А так как это отношение было массовым, то и последствия в виде эпидемий — тоже.

Давайте вспомним о том, что с древних времен болезней боялись именно в аспекте их возможной передачи: в соответствии с религиозными концепциями болезни часто становились в глазах людей наказанием за грехи, некоей патологической меткой, делавшей человека в глазах окружающих «нечистым», «неправильным», могущим принести вред окружающим. Также считалось, что беременной не стоит смотреть на тех, кого считали уродливыми, и на больных, — поверья говорили, что в этом случае женщина могла родить больного или уродливого ребенка.

И вот тут очень уместно поговорить о том, что называется информационной передачей.

Полный цикл статей «Иммунитет: взгляд с тонкого уровня»

  1. Загадка иммунитета
  2. Иммунитет – информационная структура
  3. Примеры работы алгоритмов иммунитета
  4. Несколько мыслей об эпидемиях
  5. Механизм информационной передачи
  6. А был ли вирус? О сомнительности вирусной теории заболеваний
  7. Кто виноват? О путанице причин и следствий в происхождении болезней
  8. О механизмах конкретных заболеваний: ЗППП
  9. О механизмах конкретных заболеваний: гепатит
  10. О механизмах конкретных заболеваний: СПИД
  11. О механизмах конкретных заболеваний: АИЗ
https://glubina.space/immunitet-4/
0

Автор публикации

не в сети 1 день

Anton Nesvitsky

420
Дорогу осилит идущий, а у развития нет и не будет конца...
Комментарии: 33Публикации: 227Регистрация: 09-01-2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

СВЕЖИЕ ЗАПИСИ:

Свежие записи
Заведите ваш личный блог
Авторизация
*
*
Регистрация
Внимание! Для логина допустимы только латинские символы.
*
*
*
*
Генерация пароля