Практика молчания: путь к себе

После 10-дневной практики информационного детокса (или молчаливого ретрита?) — как сейчас такое принято называть, захотелось сформулировать в целом собственный опыт таких практик, а начал я их давно, еще лет в 25, находясь в церкви, конкретно — в одном из католических монашеских орденов, в котором и были приняты на духовных упражнениях такие практики. С тех пор я много раз уходил в такое, и сейчас попробую сформулировать, о чем это все и для чего.

Общая идея и каркас практики

Несколько обязательных вещей о самой практике — минимум сутки, хотя я чаще практиковал начиная от трех и больше, сейчас это было 10 дней. Полное одиночество, по возможности исключающее даже посторонние взгляды. Полное отсутствие сторонней информации интеллектуального толка — чтение, соцсети, фильмы. Созерцание белки на ветке тоже в теории можно было бы считать информацией, но это не та информация, что отвлечет вас от реальности и внутреннего мира. Никаких разговоров ни с кем (исключениями бывают на таких практиках наставники, но и там обычно беседа раз в 3 дня на полтора часа и по заданной вами же вокруг вашей практики теме).

У вас из подручных материалов, по идее, должно быть только устройство для записи (ну и средства выживания — вода, еда и кров). Кто боится соблазна включить интернет (если он там вообще есть в месте вашего уединения) — то и гаджеты убираем, а пишем на бумаге ручкой. Да, такое еще практикуют

Исключение — если сутью вашей практики является постижение какого-то текста, практики, идеи — тогда у вас будет источник, но он будет единственный и как раз ограниченный только вашей конкретной целью. При этом объемным он тоже быть не должен — максимум пара страниц, как правило — даже меньше.

Первый раз, больше двадцати лет тому назад, когда я оказался в молчании, фактически запертый только с одним отрывком из Евангелия (примерно на три абзаца объемом, чтоб вы понимали — длительно читать его б не получилось), полным отсутствием прочей информации и контактов, я прежде всего уловил вот что: мозг человека на деле очень беспокойный.

О том, как ведет себя наше мышление

Ему постоянно надо «молоть» какую-то информацию, но порой смысла в этой молотьбе — примерно как ребёнок лет трех ногами болтает под столом. Пустой расход энергии, но мозгу надо «что-то делать». Сначала его начинает буквально ломать — он не понимает, как так — не потреблять никакой информации извне, а до бесконечности перемалывать внутреннее содержание… Но это не до бесконечности.

Сначала перемелете все актуальное, что было в оперативной памяти, но надоест. Потом начнете перемалывать то, что лежит уже глубже (и отлично, потому что возможно начнут выстраиваться связи между событиями вашей жизни и как одно с другим связано, более глобальные траектории и осмысления, причины-следствия), но и это надоест, потому что нет цели. Цель должна быть у мозга хотя бы иллюзорная. Он, например, будет прикидывать хоть неделями, какие страшные болезни ждут вас и в каких мучениях вы будете умирать от них, потому что есть хотя бы выдуманная им же цель — якобы забота такая о здоровье. То, что называют вторичной выгодой. Когда вместо нормального способа решения проблемы (прямой и действенной заботы о здоровье), вас в детстве научили дико тревожиться по любому поводу вместо конструктива. «Переживания» приравнивались буквально к действиям или как минимум к мистическим действиям — как бы, если сейчас буду сильно страдать от гипотетического рака, то возможно, таким образом у судьбы от него «откуплюсь». И вперед…

Но в ситуации, когда никто не подкармливает мозг информацией и у него нет конкретной цели (зачем ему сейчас перемалывать то или это? какую проблему это решает даже если иллюзорно?) он вынужден перестать быть просто автоматической балаболкой, которая, к тому же, тащит вас чаще всего по выученным программам и не всегда они — конструктивны. Появляется вообще место для каких-то других взглядов на любую ситуацию. Пока вы мыслите очень быстро — вы часто мыслите автоматически, а не автоматически — это поначалу медленно. Но ведь вы сами часто не даете себе даже шанса остановиться — все время пичкаете себя информацией, а она накручивает новые витки автоматического мышления, и вслед за ним накатывают еще и эмоции, которые вынимают силы, но никаких продуктивных решений в рамках все той же автоматической привычки судорожно мыслить, не дают.

Многие добиваются этой внутренней остановки каждодневной медитацией, что вполне работает. Вот только если вы действительно сможете такое сделать в рамках каждого дня. Но у многих привычка к автоматическому и я б даже сказал истерическому мышлению, которое не остановить — слишком сильна, поэтому часа для начала просто не хватит, вы весь час потратите на борьбу с упорно долбящимися мыслями и больше ничего. А потом не будет и мотива продолжать…

Так что для начала полезно капитально «переломаться» (да, я умышленно использовал термин, относящийся к наркотической зависимости, потому что вот такое неосознанное и неконтролируемое мышление — сродни именно ей). Да, поначалу будет невесело. Как и при зависимости. Зато вы очень много узнаете о себе, о своих привычках мышления, о том, как вы обходитесь с информацией и много что еще. А главное — почувствуете остановку хоть насколько-то, и появится зазор, чтобы перестать быть рабом своего мышления и стать наоборот, его рулевым в перспективе. И после такого легче будет начать медитации уже продуктивно.

О конкретизации целей практики

Дальше, понятно, есть смысл говорить о цели. Нередко мы идем в такое с конкретной целью, что по сути — правильно. Позже, после того как в целом я научился быть рулевым мышления, я как раз нередко практиковал такое в ситуациях, когда я в упор чего-то не понимаю.

Тупик в терапии, душевное состояние, которое никак не разруливается известными способами, невозможность уверенно принять важное решение в жизни, какая-то история со здоровьем, причины которой до конца никак не проясняются и т.д.

Если на первом этапе этих практик можно целью ставить только саму способность остановить зависимость от непродуктивного мышления, то дальше вполне логично с конкретными ситуациями погружаться в такое. И да, часто полное отсутствие информации, перемалывания, постоянная концентрация на поставленном вопросе (так или иначе, но ваше намерение особо заснуть не даст и начнет в голове крутить все ту же актуальную ситуацию) дает как минимум шанс увидеть что-то, кроме привычного автоматического бега по кругу в решении проблемы.

Пример. Сравнительно новое, но при этом привычное — это в сотый раз читать сходные источники, выискивая у себя новые симптомы болезней. Эти примеры мне очень отзываются потому что я немало работаю именно со здоровьем и нередко наблюдаю там как раз нанесение вреда здоровью со стороны мышления и накрученных им тревог.

Так вот, человек в тот момент, когда он по десятому кругу читает ужасы — он как бы пытается таким образом убедится, что вряд ли болен, хотя на деле-то такое чтение и такое мышление от сомнений не избавляет, а добавляет новые, но зависимость уже сформировалась, и остановиться непросто, ничего на деле действительно нового давно не приходит.

В суть проблемы человек не смотрит, потому что привык бегать по кругу. Хотя «в суть» — это задать себе вопрос о том, чего именно он так боится (а в итоге получить ответ, что никак его не спасет такая тактика, потому что он ищет… бетонных гарантий, что не болен и не заболеет, но гарантий таких нет и не будет, и значит, его же собственное мышление предлагает ему биться головой об стену реально до гроба, потому что гарантий все равно никто не даст хоть убейся, а вот износ организма действительно пойдет более быстрым темпом).

Способность слышать тело

А что может произойти со всем этим в полном молчании? Возможность, например, услышать свое тело. Не головой надумать, не настроить себе кучу всяких гипотетических «а если то и это, то, видимо, все плохо..», а именно почувствовать — как на самом деле-то там, внутри? Что будет, если не молоть головой постоянно, а ощущать?

То вы начнете замечать, что ваше тело постоянно что-то чувствует, а вы скорее всего это раньше просто игнорировали, пока сильно не заболит или что-то не менее сильно не напугает. Но ведь даже если заболит и напугает, в обычной жизни большинство не станет слушать тело, скорее — судорожно думать как раз. Мимо ощущений и мимо контакта с ним. А потом ведь — виноваты другие: врачи, которые не заметили, не вылечили или еще как-то, судьба не та, «не везет», и поиск виноватых может продолжаться до бесконечности.

Из своего опыта, например, помню, что я не столько с тревогой сражался, сколько с привычкой не замечать многое в теле. И именно в практике такого молчания я буквально вынужден был в свое время понаблюдать за болью в не очень исходно здоровой спине. И именно в практике молчания я очень четко, помню, еще лет 15 назад осознал, какие именно мышцы у меня зажаты, как это работает, почему вызывает боль и т.д.

Причем до того у меня было заключение врачей с картиной того, что именно там не так. Но это до поры толком не побуждало что-то делать с этим, потому что я в основном «читал мнения» (врачей, практиков, тех, кто имел сходный диагноз), это ж были «мнения» и снова — одно только мышление. Которое могло завести не туда или просто саботировать реальную деятельность.

Именно после практики молчания я прочувствовал каждую зажатую мышцу. Почувствовал, как это работает, как именно и где и после чего начинает зажимать мышцы. И дальше уже моим собственным, осмысленным решением стало заниматься регулярно йогой. Не стоит, думаю, говорить, что большую часть проблем со спиной это решило впоследствии.

Важность осознания чувств

Пока мы говорили об ощущениях тела, но есть еще и чувства, которые тоже принято не замечать. То есть, часть их, конечно, замечается, но замечаются очевидные и поверхностные чаще. То есть вот когда вас реально нечто вывело из равновесия — вряд ли вы, конечно, это не заметите. Но при этом вы даже себе можете не признаться — «он/она меня взбесили, да, я испытываю гнев, раздражение, отчаяние». Большинство (даже для себя) вместо называния чувств и осмысления их, начинает опять умственную рефлексию «он/она же неправы, потому-то и потому-то» и дальше весь внутренний (или даже внешний, с другими людьми) монолог или диалог упирается в поиски виноватых и оправдания собственного поведения. Как правило, чувства вообще выпадают из этого поля рассмотрения.

В практике молчания, наоборот, очень трудно не сталкиваться с самим фактом чувств и их рассмотрением. Потому что не с кем и нечем их «заболтать». Вы целыми днями вынуждены наблюдать за своим состоянием, и даже если какое-то время мозг продолжает «молоть» все что попало, тем не менее, при отсутствии постоянной круговерти «дел» и прочих отвлекающих от сосредоточения факторов, уже все хуже и хуже с каждым дне практики получается не замечать, что вы испытываете чувства и какие именно.

Если же их продолжать не замечать, то итог — «все козлы, я — Д’Артаньян», а чувства так и не нашли своего выхода, не осознаны, потребности так и не удовлетворены и дальше можно ждать в жизни повторения ровно тех же ситуаций без изменений.

Нередко тем, с кем мы в процессе терапии и прочих работ приходили к идее, что этому конкретному человеку нужна такая практика, я еще и предлагал записывать, а также предлагал с собой список чувств взять, чтобы иметь возможность соотноситься со словами, обозначающими чувства (которых, что интересно, многие буквально и не знают!) Так, в том числе, становится ясна ваша «карта местности» — что, по каким внутреннем поводам, в связи с какими воспоминаниями происходит у вас внутри, как это называется и в перспективе — каковы закономерности происходящего.

Люди нередко внушают себе через то же мышление чувства, которые они «должны» испытывать. Это, в целом, игра, которая, увы, не позволяет человеку узнать себя-настоящего. И вместо реального решения проблем, удовлетворения потребностей и т.д. человек продолжает упорно твердить себе и другим, что он «на позитиве», «всех любит», «ни на что не обращает внимания» и т.д. или вообще «не испытывает чувств».

В практике молчания вот это вранье самому себе уже реже прокатывает. Приходится порой сталкиваться с тем, что не всех вы любите, а очень даже наоборот) Но рассмотрение своих чувств не предполагает тут же навешивания на это оценочного ярлыка. Чувства — сигналы о том, что на деле внутри нас происходит относительно событий и людей, да и себя, но при этом оценка этих чувств, а тем более — сразу негативная — это привычка, сформированная в большинстве конкретно этой культурой.

Культура в данном случае равняется на совсем еще неразвитых людей, у которых еще очень сложно с регуляцией своего поведения. И тогда единственным выходом становятся жесткие запреты, в культуру прописанные — например, «нельзя чувствовать гнев» (иначе он перейдет в убийство). Это для кого императив? Для того, кто не в состоянии себя контролировать и при любом приступе гнева реально схватится «в аффекте» за топор. Спросите себя — это к вам реально относится? Вы действительно если испытываете гнев, ненависть и т.д — тут же пойдете мочить обидчика прям физически и вам будет с собой не совладать?

Если это не так — то почему вы должны бояться собственных чувств? Ведь вы сами потом будете выбирать, что с ними делать и как именно реагировать. Вас никто ведь не заставит, если не хотите, взяться за топор при наличии гнева.

Впрочем, чаще у тех, кто обращается к подобным выяснениям скорее другие страхи — ну вот признаюсь я себе, что меня не устраивает реальность, а что делать-то? Да, что-то, возможно, и правда придется с этим делать, если вы обнаружили длительную неудовлетворенность и оказалось, что не все так радужно, как вы привыкли сами себе внушать по причине требований других «чувствовать то, что положено» (а чаще — что выгодно другим). Но что в этом настолько страшного? Вас никто ведь не заставляет в перспективе действовать быстро, тут же? И прям сразу вообще все менять. Можно пожить с этим, находясь с пониманием, что да, нечто не устраивает и надо бы поменять, но у меня есть время и я сам себе не надсмотрщик, чтобы плетью подгонять…

Можно долго говорить о важности осознания чувств, на это нужен был бы еще не один текст, но здесь главное то, что не получается в такой практике вытеснить свои реальные чувства о многом и продолжать некую самоутешительную ложь себе. Или неутешительную, но все равно ложь — о том, например, как все вокруг виноваты в бедах человека. И в данном случае столкновение с правдой о внутреннем позволит действительно проживать жизнь более продуктивно и наполненно.

Неразрывность, цельность проживания внутренних процессов

Предположим, вы вот это все умеете в той или иной степени. Для чего нужна была бы такая практика там, где у вас есть регулярная медитация, есть привычка называть свои чувства, осознавать и их, и стоящие за ними потребности, даже удовлетворять их своевременно, к телу вы прислушиваетесь, давно с ним в контакте, и в целом сами регулируете свое мышление, то есть, являетесь хозяином вашим мыслям, а не наоборот?

Вот для меня сейчас очень важной стала тема неразрывности процессов. Иной раз происходит внутри нечто важное, что требует пребывать в процессе осмысления этого, переваривания, практик вокруг того (раньше для меня это были больше психологические техники, сейчас — энергетические практики) долго, то есть, пока процесс не дойдет до какой-то своей логической точки, откуда начнется, понятно, новая часть жизненного процесса, но вот этот кусок пути вам может быть обязательно нужно прожить от начала до конца без разрывов.

Медитации, хозяин в голове, контакт с телом и вот это все перечисленное я выстраивал более 20 лет, так что казалось бы, я и так живу как хочу, можно сказать, давно себе не вру и все выстраиваю в соответствии с реальными чувствами и потребностями. Однако, ритм жизни нашей в целом таков, что она порой не дает прожить некоторые процессы целиком. А разрывать их и раздергивать тем или иным способом — крайне не хочется или вообще, можно сказать, свойство процесса таково, что его можно или прожить целиком или не прожить вообще.

Это как со сломанной ногой — лежать в гипсе придется пока она не заживет полностью. Нельзя прилечь на пару дней, а потом побегать со сломанной ногой еще пару, чтобы потом еще полежать дня три, а потом снова вскочить… Какова тогда перспектива, что ваш перелом нормально срастется? Доктор сказал 3 недели? Значит, 3 недели и не днем меньше. Иначе потом лежать вам придется сильно дольше и возможно — в больнице уже со сложными операциями на никак не срастающейся ноге…

Распознать процесс, который нуждается в тотальной цельности проживания — тоже задача. Что-то мы и правда можем прожить «на ходу», в рамках обыденной жизни, выкраивая время на медитации, стараясь осознавать свои чувства и тормозить мышление там, где оно непродуктивно, а что-то — не можем. Иначе процесс вообще не состоится.

Еще есть такой момент, который точно важен в этом ракурсе мне лично — я не люблю что-то затягивать, бегать от проблемы или от ситуации, состояния, которое чем-то напрягает. По мне так — лучше уже быстрее станет все ясно, интенсивнее проживется, вылезет на поверхность все, что должно. А то ходить с этим кирпичом внутри как-то не радостно совершенно.

Я понимаю людей, которые с трудом, очень медленно приближаются к своим травматичным зонам, и это я тоже могу понять. Любой темп, что касается работы, всегда должен быть подобран под конкретного человека, его рисунок травм, его динамики, силы и прочие ресурсы. Но кому близок такой подход — поймут меня: я даже терапевтам своим говорил всегда — не надо тянуть, не надо вот это «150 подходов к теме, а то вдруг клиент обрушится — нет, не обрушится, давайте как-то без размусоливаний, сразу к ядру» Свою готовность я, все же, трезво оценивал — всегда это было во благо.

И вот практика полного одиночного молчания как раз такой способ — усилить проблему/вопрос/динамику до возможного предела. Чтоб побыстрее вылезло все, что должно. И в таком состоянии к тому же, легче по ней принимать решения в силу всех перечисленных уже факторов — новый взгляд, ясность чувств, ясность происходящего в теле, полное осознание собственного внутреннего мира и потребностей, причин и следствий происходящего и т.д.

https://glubina.space/praktika-molchaniya-put-k-sebe/

Автор публикации

не в сети 6 часов

Anton Nesvitsky

360
Дорогу осилит идущий. А идущий осознанно - намного быстрее...
Комментарии: 16Публикации: 201Регистрация: 09-01-2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

СВЕЖИЕ ЗАПИСИ:

Свежие записи
Публикуйте записи в свой личный блог!
Авторизация
*
*
Регистрация
Внимание! Для логина допустимы только латинские символы.
*
*
*
*
Генерация пароля